8 ноября 2000 года

О проекте Александра Сокурова

Миру необычайно повезло, что есть Александр Сокуров. Его фильмы так же нравственны, как и зрелищны. От «Дней затмения» до «Матери и сына» и «Молоха», он создает совершенно неповторимые картины, не поступаясь ни кадром. Он философ-гуманист типа Тарковского и, вместе с тем, первооткрыватель технических средств, чье искусство тесно сплетено с собственно процессом создания фильма. Используя свои особые линзы и фильтры, он идет к рукотворности кинопроизводства.

А теперь миру повезло еще больше, поскольку Сокуров направил свой объектив на Эрмитаж. В проекте под названием «Ватерлоо» — новом экспериментальном документальном фильме Сокурова — прославленный российский музей найдет достойное свидетельство своей великой и трагической истории. По замыслу Сокурова, «Ватерлоо» станет беспрецедентным, непрерывным, полнометражным путешествием в мир Эрмитажа, чередой спланированных и случайных встреч.

Эрмитаж, художественный музей мирового класса, натиском нового русского капитализма был поставлен в жесткие условия — он обеднел и оказался в зависимости от частного финансирования. По иронии судьбы, точно в такой же ситуации работает и сам Сокуров. В пронизанной коммерцией атмосфере теперешней России его фильмы финансируются различными группами частных инвесторов, главным образом, иностранных. Как один из них, я счастлив выступить в качестве исполнительного продюсера фильма «Ватерлоо». Я настоятельно призываю всех, кому дороги искусство и кино, помочь в поиске средств для этого замечательного проекта. Он обогатит нас всех.

Искренне Ваш,

Мартин Скорсезе


Перевод с английского Анны Шульгат